Один из проблемных узлов парусной надувной лодки – крепление шверцев. (Вариант с вклеенным в корпус швертовым колодцем не рассматриваем.)

Дело в том, что ось качания шверца расположена выше надувного борта. Из-за этого возникает очень большой рычаг (плечо) действия силы бокового сопротивления. И на ось шверца действует очень большой изгибающий момент.

Это приводит к тому, что приходится применять мощную шверц-балку (часто ее используют и как подмачтовую, но при этом сложно обеспечить удовлетворительную центровку), и оси большого диаметра (часто применяют специальные фланцы). Примерно как на фото ниже:

Неудачное крепление шверцев на парусной надувной лодке

Если шверц на «своем» галсе упирается в борт лодки, это сильно разгружает узел крепления. Но на контр-галсе нагрузка резко вырастет, пока шверц не будет поднят.

Нагрузка так же резко возрастет и при неудачном наезде на мель, если шверц не поднимется «автоматически».

Как-то в журнале «Катера и яхты» №95 мне попалась конструкция подвеса шверцев к борту шлюпки, при переделки ее в парусную яхту.

Конструкция крепления шверцев к борту шлюпки (КиЯ 95)

1 — болт-вертлюг; 2 — ось вертлюга; 3 — стальная накладка; 4 — ось шверца; 5 — шверц; 6 — упорный брусок.

В этой конструкции шверц на «неправильном» галсе может откидываться «вбок», разгружая шарнир.

Решил попробовать повторить это на «Арагасте». На фотографиях ниже то, что получилось.

Качающийся шверц на Арагасте. Вид 1

Качающийся шверц на Арагасте. Вид 2

Качающийся шверц на Арагасте. Вид 3

Качающийся шверц на Арагасте. Вид 4

Упорная планка вдоль борта лодки не является необходимой. Вместо нее можно наклеить на борт протектор (привальный брус), и шверц в рабочем положении будет упираться непосредственно в борт лодки. Просто у меня остались приклеенными уже ненужные опоры, а отрывать их – только портить лодку.

Узел был сделан из того, что было под рукой. И, скорее всего, имеет избыточную прочность.

После испытаний можно будет подумать над его облегчением без потери надежности.

Дополнительное преимущество – в упаковке этот узел намного компактнее предыдущего варианта. И собирается в рабочее состояние гораздо быстрее.


Подписывайтесь на почтовую рассылку и на наши страницы в соцсетях.