Я питаю определенную слабость к классическим парусам: гафельным, латинским, шпринтовым, рейковым (люгеру).

Это не значит, что я отрицаю качества современных привычных бермудских парусов.

Конечно, они великолепны для острых курсов.

Но на полных курсах они проигрывают классике, поэтому приходится использовать слабоуправляемые дополнительные паруса – всякие спинакеры и геннакеры.

Меня как-то не «прет» суета гонок на треугольнике. Мне нравится спокойно и с исключительно положительными эмоциями добраться из пункта А в пункт Б.

В этом случае меньшая крутизна лавирования не играет особой роли. А вот меньшая стоимость классического вооружения и, зачастую, большая безопасность из-за более низкого положения центра парусности (ЦП) гораздо ценнее в спокойном туристическом переходе.

Пару дней назад задумался над шпринтовым вооружением.

«В живую» видел его только на детском швертботе «Оптимист».

Швертбот "Оптимист" со шпринтовым парусом

Также широко известно применение шпринтового паруса в качестве аварийного:

Аварийный шпринтовый парус

В Интернете полно рисунков шпринтовых судов позднего средневековья. Вроде этого:

Средневековое судно со шпринтовым парусом

По этому рисунку понятно, что оснастка большого шпринтового паруса намного сложенее оснастки «Оптимиста». Но деталей не видно.

На русскоязычных сайтах никаких подробностей не нашел и подался в англоязычный сегмент Интернета.

Оказалось, что существуют довольно крупные современные шпринтовые яхты. Шпринтовый парус не забыт и продолжает развиваться.

Рифление шпринтового паруса

Рифление шпринтового паруса

Регата "взрослых" шпринтовых монотипов

Регата «взрослых» шпринтовых монотипов. Обратите внимание на современный крой парусов

На англоязычном форуме http://forum.woodenboat.com/ нашел оснастку современного шпринтового паруса:

Оснастка современного шпринтового паруса

В многочисленных топиках этого форума, посвященных шпринтовому парусу, его владельцы отмечали легкую настройку паруса для очень широкого диапазона скорости ветра.