Термин «фордевинд» имеет два значения: это курс относительно ветра и поворот (смена галса) при попутном ветре.

Фордевинд – курс, при котором ветер направлен в корму корабля. Про судно, идущее в фордевинд, говорят, что оно «идёт полным ветром». Угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна в этом случае около 180°.

Фордевинд – тот самый «попутный ветер», которого желают морякам, хотя в парусном спорте этот курс отнюдь не самый быстрый, как следовало бы ожидать. Кроме того, он требует от рулевого внимания и владения искусством управлять дополнительными парусами (обычно это спинакер). Парус при этом ставится перпендикулярно направлению ветра, тяга на нем создаётся в основном благодаря прямому давлению ветра в парус. Слабый ветер на этом курсе практически не ощущается, так как скорость вымпельного ветра равна разности скорости истинного ветра и скорости встречного потока воздуха (курсового ветра).

На курсе фордевинд невозможно определить галс судна по направлению ветра, поскольку втер дует не в борт, а в корму. Из-за этого галс определяется по положению основного паруса (грота). Если грот вынесен на левый борт, то судно идет правым галсом, если грот вынесен на правый борт, то судно идет левым галсом.

Поворот фордевинд  – когда первой линию ветра пересекает корма яхты:

Поворот фордевинд

Опасность при выполнении этого поворота состоит в том, что паруса во время выполнения поворота не обезветриваются: в какой-то момент ветер оказывается с другой стороны грота и со всей своей мощью перебрасывает гик на другой борт, сметая все на своем пути (в том числе и неосторожных членов экипажа). Это может привести к катастрофическим повреждениям паруса, рангоута, такелажа и, повторимся, неосторожных членов экипажа. Чтобы этого не происходило, шкотовый должен быстро выбрать гика-шкот в первой половине поворота так, чтобы в середине поворота совпали все три линии – ветра, диаметральной плоскости яхты и гика. Когда ветер окажется с другой стороны грота, гика-шкот нужно быстро потравить уже на новом галсе.