Гребля кормовым веслом – «галанка» и «юлоу»

Весло — простейший водный движитель. Его простота обеспечивает высочайшую надежность. Благодаря этому — это прекрасный вспомогательный и аварийный движитель для малого парусника.

Но так ли все с ним просто, как кажется?

Большинство при словах «весло» и «гребля» представляют себе парные весла шлюпки:

Лодка с парными веслами

Кто-то может вспомнить распашные весла академического судна:

Распашные весла

Еще более-менее известны байдарочные двухлопасные весла и весла-гребки каноэ.

Двухлопастные весла байдарки

Весло-гребок каноэ

Все эти типы весел различаются в технике гребка, но для движения лодки используется одно и то же свойство — лобовое сопротивление лопасти. В каком-то смысле, все эти весла — вариации на тему шеста. Просто упираются не в дно водоема, а непосредственно в воду (вода в 800 раз плотнее воздуха).

Но существуют способы гребли, которые применяют другие принципы создания тяги.

Европейская «галанка»

Галанят одним веслом, укрепленным на корме шлюпки. При этом движение весла преобразуется в упор. Сторона лопасти весла, обращенная к носу шлюпки, — засасывающая, создающая разрежение. Противоположная сторона лопасти — нагнетающая, создающая давление.

Галанка

Результирующая сила Y, получающаяся из разности давлений, раскладывается на силу Р, создающую упор лопасти весла и двигающую шлюпку вперед, и силу сопротивления T, преодолеваемую гребцом. Разворот лопасти весла на угол α зависит от многих факторов и подбирается опытным путем. Ориентировочно этот угол выбирается около 45°.

Конструкция весла для галанки в общем-то не отличается от обычного парного или распашного весла. Важна только техника гребли.

Техника примерно такая:

Целиком опущенную в воду лопасть весла необходимо развернуть горизонтально, кисть руки при этом не сгибать. Затем кисть руки следует согнуть вправо, чтобы лопасть развернулась примерно на 45˚, и, перемещая руку влево, сделать гребок. Когда кисть правой руки поравняется с левым плечом, надо быстро начать следующий гребок, перемещая руку вправо. Одновременно с началом гребка кисть руки следует согнуть влево. При этом лопасть весла должна развернуться примерно на 90˚. Общая длина перемещения руки при гребке должна составлять 80—100 см. Окончив гребок, нужно опять быстро сменить его направление с одновременным сгибанием кисти руки вправо.

Азиатская гребля «юлоу»

Джонки и сампаны, приводимые в движение длинным веслом, направленным назад, за корму, — обычная картина в юго-восточных странах Азии. На больших лодках такие весла располагаются не только на корме, но и вдоль бортов.

Сампан

Гребля таким веслом «юлоу» не похожа на «галанку», когда весло за счет сложных движений кисти гребца дает упор, движущий лодку вперед. При гребле «юлоу» лопасть горизонтальна, гребцу достаточно энергично качать рукоять весла поперек лодки. Благодаря шаровому шарниру 2 и наличию скосов на лопасти при движении весло самопроизвольно немного разворачивается вокруг горизонтальной оси и появляется небольшой угол атаки (около 7°), что приводит к образованию на лопасти значительной подъемной силы, часть которой действует вдоль оси весла и толкает лодку вперед.

Весло-юлоу

Благодаря высокому гидродинамическому качеству лопасти, имеющей малое лобовое сопротивление, и отсутствию холостого хода гребля «юлоу» эффективнее, чем обычным веслом, и требует меньших усилий, в частности потому, что строп 1 разгружает руку от всех сил, действующих в диаметральной плоскости лодки.

Обратите внимание — противоположные стороны лопасти весла «юлоу» не симметричны. Весло очень длинное. Такое весло практически невозможно использовать как парное или распашное. Тем не менее, принцип создания тяги полностью соответствует принципу «галанки».

Где-то в «глубинах» интернета попадалась информация, что на древнегреческих биремах-триремах применялись весла, аналогичные «юлоу». Не уверен, что это так, но звучит логично — работу множества весел-«юлоу» синхронизировать гораздо проще, чем наших «обычных» весел. Кроме того исключаются потери энергии на «занос» весел, особенно в ветренную погоду.

Есть еще один интересный европейский тип лодок с кормовым «моновеслом» — венецианская гондола.

Венецианская гондола

Гребля кормовым веслом – «галанка» и «юлоу»
На этой лодке гребут подобно обычному парному веслу. При этом лодку не разворачивает благодаря несимметричной подводной части.

Когда гондола входит в узкий канал и места «размахнуться» длинным веслом не хватает, используют технику галанки.

Какой способ гребли лучше?

Гребля парными и распашными веслами позволяет задействовать почти все мышцы (по некоторым данным — до 95%). Следовательно, это самый «мощный» способ гребли.

Гребля байдарочным двухлопасным веслом и веслом-гребком каноэ не требует какого-либо специального оборудования лодки (уключинами, подуключинами и т. п.). При гребле на каноэ в одиночку имеется некоторая проблема с обеспечением прямолинейности движения — приходится делать гребки попеременно с разных бортов. Эти методы гребли задействуют меньше мышц, чем при гребле парными и распашными веслами, но, при правильной технике, они тоже очень «мощные».

«Галанка» и гребля-«юлоу» задействуют только относительно слабые мышцы рук, плечевого пояса и груди. «Галанка» еще и достаточно сложна технически — требует точной координации движения кисти. Но итоговый КПД данного метода гребли гораздо выше.

Обратите внимание, самый распространенный современный механический водный движитель — гребной винт — использует принцип действия именно «галанки». Гребные колеса, которые работают по принципу парных весел, очень быстро потеряли свои позиции, несмотря на простоту и технологичность.

Источники:

1. «Катера и Яхты» №57

2. Википедия

Гребля кормовым веслом – «галанка» и «юлоу»