Википедия говорит – первую надувную лодку сконструировал Питер Халкетт в 1840-х годах для британских исследователей в Арктике. Посмотрев на гравюру, иллюстрирующую данное изобретение, можно отметить, что в качестве основного движителя был применен парус, сделанный из обычного офицерского зонта тех времен.
Одновременно с лодками стали изготавливать надувные баллоны, которые использовались для строительства плотов. Например, американский моряк Джон Микс с двумя соотечественниками построил плот «Нонпарель» («Несравненная») из трех надувных баллонов длиной 7,7 м и диаметром 0,75 м с деревянным настилом-площадкой 6х3 м. На плоту установили бушпритБушприт, бугшприт (нидерл. boegspriet; от boeg – нос + spriet – пика, вертел) – горизонтальный либо наклонный элемент рангоута, выступающий вперёд с носа парусного судна. Предназначен для вынесения вперёд центра парусности. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж... Подробнее... и две мачтыМачта (от голл. mast) – элемент рангоута, вертикально стоящая конструкция на судне (корабле), обычно поддерживаемая стоячим такелажем, часть парусного вооружения на яхтах и парусниках. Нижняя часть мачты называется «шпор», верхняя – «топ» .... Подробнее..., на которых можно было нести рейковые паруса общей площадью около 30 м2. Отважные мореплаватели решили доказать, что легкий компактный надувной плот способен служить надежным средством спасения людей на море. «Нонпарель» вышла из Нью-Йорка 4 июня 1867 г. и через 51 день изнурительного пути благополучно прибыла в Саутгемптон. Надувные баллоны сохранились в сносном состоянии.
Существенный вклад в развитие надувных лодок внес французский врач Ален Бомбар. Он первым в мире пересек Атлантический океан на надувной лодке под парусом. Его путешествие длилось 65 дней. Он питался пойманной рыбой и выжимал из нее пресную воду. Ален в своей книге написал, что не голод и жажда убивают человека в море, а страх.
Кроме своего путешествия на надувной лодке, Ален сделал еще одно существенное изобретение. Он предложил установить на резиновую лодку подвесной мотор и жесткий пол. Сейчас жесткий пол в надувной лодке называется пайол.
Также стоит отметить, что в бывшем СССР, было налажено производство подвесного паруса, разработанного, испытанного и запатентованного финским конструктором Антеро Катайненом, устанавливающегося на транце на месте подвесного мотора.
Много воды утекло с тех далеких времен, но и сейчас находятся последователи романтичных флибустьеров, которые по выходным, в гаражах и на балконах, из пленки, фанеры, сантехнических труб и лыжных палок, строят неповторимые шедевры парусного искусства, обеспечивающие своим владельцам максимум драйва, так как постоянно встает вопрос: РАЗВАЛИТСЯ ИЛИ НЕТ…
Так мы потихоньку подобрались к обзору того, что предлагает нам современная индустрия, оценим внешний вид, удобство установки, настройки и эксплуатации, проясним стоимость вопроса.
На рынке Америки есть продукт фирмы Scully FIN, устанавливаемое в носовой части лодки парусное вооружение SEA-CLAMP. Регулировки этого оборудования позволяют инсталлировать его на ПВХ лодку с бортом, имеющим диаметр от 37 до 47 см. Этот комплект имеет три основные детали: крепление для носового киля, а еще степс и пяртнерс. Зафиксировать крепление в носовой части лодки и установить мачтуМачта (от голл. mast) – элемент рангоута, вертикально стоящая конструкция на судне (корабле), обычно поддерживаемая стоячим такелажем, часть парусного вооружения на яхтах и парусниках. Нижняя часть мачты называется «шпор», верхняя – «топ» .... Подробнее... в отверстие не составит труда. Установку оборудования значительно упрощают защелки сделанные по принципу самофиксации. Далее необходимо зафиксировать вантыВанты – снасти стоячего такелажа, которые крепят мачты, стеньги и брам-стеньги к бортам судна (предохраняют соответствующий рангоут от падения на борт). Число вант зависит от прочности их материала и площади парусов... Подробнее... на боковых трубках в проушинах с приливами и туго их натянуть.
Как заявляют изобретатели, их конструкция значительно улучшает потенциал надувной лодки из ПВХ и практически не занимает в кокпите место, при этом позволяет получить все, на что способна лодка, не применяя чрезмерных технологических ухищрений.
С целью увеличения маневренности инженеры фирмы советуют установить в носовой части специальный киль, с уклоном под лодку, который надежно удерживает на курсе лодку с парусным вооружением. Возможно у кого то есть желание побороться с стихией ветра, особенно на волне, но обычно это никому не нужно.
В последние годы на всех профильных выставках активно продвигает свою продукцию компания Dinghy GO из Нидерландов. Продуктом компании является комплект: надувная лодка + парусное вооружение + швертШверт (нем. Schwert «меч») — выдвижной плавник, препятствующий сносу судна под ветер. Яхта, оснащённая швертом, но не имеющая балластного киля, именуется швертботом. Судно, в особенности парусное, сносит под ветер на любых курсах относительно ветра, особенно сильно на острых курсах, при движении... Подробнее... и рулевое устройство. Все составляющие этого продукта можно использовать только в комплекте, так как только в швертовый колодец этой лодки можно установить данный шверт, только в посадочном месте этой лодки можно закрепить мачту и рулевое устройство. Из положительных моментов стоит отметить, что после установки всего парусного вооружения кокпит лодки остается свободным, а центральная установка швертаШверт (нем. Schwert «меч») — выдвижной плавник, препятствующий сносу судна под ветер. Яхта, оснащённая швертом, но не имеющая балластного киля, именуется швертботом. Судно, в особенности парусное, сносит под ветер на любых курсах относительно ветра, особенно сильно на острых курсах, при движении... Подробнее... должна положительно отразиться на ходовых качествах лодки при острых курсах.
Разработка инженеров Франции – парусная лодка Tiwal – это гибрид лодки, серфинга и катамарана. Первая, инновационная надувная лодка с парусом, которая очень стабильна на воде и при этом позволяет получить незабываемые ощущения скорости и скольжения.Универсальная конструкция позволяет использовать ее как одному, так и вдвоем.
В разобранном состоянии лодка помещается в 2 сумках по 25 кг, время сборки по утверждению авторов проекта 20 минут.
Рассмотрим вариант подвесного паруса российской компании ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР (В.В.). Данный продукт копирует предложенный Катайненом вариант вооружения – но без стакселяСтаксель ("штаговый парус") – треугольный парус, ставится передней шкаториной на штаг. Поднимается впереди мачты или между мачтами. Похож на кливер. Разница между стакселем и кливером в следующем – если нижняя шкаторина находится... Подробнее..., что сильно смещает назад центр парусности и ход на острых курсах, на наш взгляд возможен при большом угле наклона мачты вперед (на всех фото идущих лодок мачтаМачта (от голл. mast) – элемент рангоута, вертикально стоящая конструкция на судне (корабле), обычно поддерживаемая стоячим такелажем, часть парусного вооружения на яхтах и парусниках. Нижняя часть мачты называется «шпор», верхняя – «топ» .... Подробнее... установлена с наклоном). Также смущает качество российского производства отмеченное пользователями этой продукции.
Сводная таблица:
Модель | Достоинства | Недостатки | Стоимость |
Sea-Clamp |
| Из-за большой удаленности от производителя невозможно посмотреть и реально оценить продукт | Без шверцаШверц — щит, опускаемый отвесно с бортов небольших парусных судов для уменьшения дрейфа. По назначению полностью аналогичен шверту. Обычно применяется два шверца – по одному с каждого борта. На ходу подветренный шверц опускается, а наветренный поднимается.... Подробнее... и рулевого устройства – 500 euro |
Dinghy GO |
| Невозможно использовать парусное вооружение на других лодках | 2828 euro |
Tiwal | Ну очень инновационная | Ну очень дорогая | 4825 euro |
Вольный Ветер |
| Непонятная центровка | 400 euro |
Источники:
- https://tehnoparus.com.ua/product-category/parus-na-naduvnuyu-lodku-pvh
- Описание надувного плота «Нонпарель» взято из «Катера и яхты» 01-1988 (131).