Википедия говорит – первую надувную лодку сконструировал Питер Халкетт в 1840-х годах для британских исследователей в Арктике. Посмотрев на гравюру, иллюстрирующую данное изобретение, можно отметить, что в качестве основного движителя был применен парус, сделанный из обычного офицерского зонта тех времен.

Первая надувная лодка под парусом-зонтиком

Одновременно с лодками стали изготавливать надувные баллоны, которые использовались для строительства плотов. Например, американский моряк Джон Микс с двумя соотечественниками построил плот «Нонпарель» («Несравненная») из трех надувных баллонов длиной 7,7 м и диаметром 0,75 м с деревянным настилом-площадкой 6х3 м. На плоту установили бушприт и две мачты, на которых можно было нести рейковые паруса общей площадью около 30 м2. Отважные мореплаватели решили доказать, что легкий компактный надувной плот способен служить надежным средством спасения людей на море. «Нонпарель» вышла из Нью-Йорка 4 июня 1867 г. и через 51 день изнурительного пути благополучно прибыла в Саутгемптон. Надувные баллоны сохранились в сносном состоянии.

Надувное парусное судно "Нонпарель"

Существенный вклад в развитие надувных лодок внес французский врач Ален Бомбар. Он первым в мире пересек Атлантический океан на надувной лодке под парусом. Его путешествие длилось 65 дней. Он питался пойманной рыбой и выжимал из нее пресную воду. Ален в своей книге написал, что не голод и жажда убивают человека в море, а страх.

Кроме своего путешествия на надувной лодке, Ален сделал еще одно существенное изобретение. Он предложил установить на резиновую лодку подвесной мотор и жесткий пол. Сейчас жесткий пол в надувной лодке называется пайол.

Также стоит отметить, что в бывшем СССР, было налажено производство подвесного паруса, разработанного, испытанного и запатентованного финским конструктором Антеро Катайненом, устанавливающегося на транце на месте подвесного мотора.

Подвесной парус Катайнена

Много воды утекло с тех далеких времен, но и сейчас находятся последователи романтичных флибустьеров, которые по выходным, в гаражах и на балконах, из пленки, фанеры, сантехнических труб и лыжных палок, строят неповторимые шедевры парусного искусства, обеспечивающие своим владельцам максимум драйва, так как постоянно встает вопрос: РАЗВАЛИТСЯ ИЛИ НЕТ…

Самодельная парусная надувная лодка 1Самодельная парусная надувная лодка 2

Так мы потихоньку подобрались к обзору того, что предлагает нам современная индустрия, оценим внешний вид, удобство установки, настройки и эксплуатации, проясним стоимость вопроса.

На рынке Америки есть продукт фирмы Scully FIN, устанавливаемое в носовой части лодки парусное вооружение SEA-CLAMP. Регулировки этого оборудования позволяют инсталлировать его на ПВХ лодку с бортом, имеющим диаметр от 37 до 47 см. Этот комплект имеет три основные детали: крепление для носового киля, а еще степс и пяртнерс. Зафиксировать крепление в носовой части лодки и установить мачту в отверстие не составит труда. Установку оборудования значительно упрощают защелки сделанные по принципу самофиксации. Далее необходимо зафиксировать ванты на боковых трубках в проушинах с приливами и туго их натянуть.

Парусное вооружение для надувной лодки фирмы Scully FIN

Как заявляют изобретатели, их конструкция значительно улучшает потенциал надувной лодки из ПВХ и практически не занимает в кокпите место, при этом позволяет получить все, на что способна лодка, не применяя чрезмерных технологических ухищрений.

Парусное вооружение надувной лодки фирмы Scully FIN (2)

С целью увеличения маневренности инженеры фирмы советуют установить в носовой части специальный киль, с уклоном под лодку, который надежно удерживает на курсе лодку с парусным вооружением. Возможно у кого то есть желание побороться с стихией ветра, особенно на волне, но обычно это никому не нужно.

В последние годы на всех профильных выставках активно продвигает свою продукцию компания Dinghy GO из Нидерландов. Продуктом компании является комплект: надувная лодка + парусное вооружение + шверт и рулевое устройство. Все составляющие этого продукта можно использовать только в комплекте, так как только в швертовый колодец этой лодки можно установить данный шверт, только в посадочном месте этой лодки можно закрепить мачту и рулевое устройство. Из положительных моментов стоит отметить, что после установки всего парусного вооружения кокпит лодки остается свободным, а центральная установка шверта должна положительно отразиться на ходовых качествах лодки при острых курсах.

Парусная надувная лодка фирмы Dinghy GO

Разработка инженеров Франции – парусная лодка Tiwal – это гибрид лодки, серфинга и катамарана. Первая, инновационная надувная лодка с парусом, которая очень стабильна на воде и при этом позволяет получить незабываемые ощущения скорости и скольжения.Универсальная конструкция позволяет использовать ее как одному, так и вдвоем.

Парусная надувная лодка Tiwal

В разобранном состоянии лодка помещается в 2 сумках по 25 кг, время сборки по утверждению авторов проекта 20 минут.

Рассмотрим вариант подвесного паруса российской компании ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР (В.В.). Данный продукт копирует предложенный Катайненом вариант вооружения – но без стакселя, что сильно смещает назад центр парусности и ход на острых курсах, на наш взгляд возможен при большом угле наклона мачты вперед (на всех фото идущих лодок мачта установлена с наклоном). Также смущает качество российского производства отмеченное пользователями этой продукции.

Парусное вооружение для надувной лодки фирмы Вольный Ветер

Сводная таблица:

МодельДостоинстваНедостаткиСтоимость
Sea-Clamp
  1. Определенная доля универсальности
  2. Свободный кокпит
  3. Возможность комплектовать под свои возможности
Из-за большой удаленности от производителя невозможно посмотреть и реально оценить продуктБез шверца и рулевого устройства – 500 euro
Dinghy GO
  1. Лодка и вооружение идеально подогнаны друг к другу
  2. Свободный кокпит
  3. Центральный шверт
Невозможно использовать парусное вооружение на других лодках2828 euro
TiwalНу очень инновационнаяНу очень дорогая4825 euro
Вольный Ветер
  1. Универсальность
  2. Свободный кокпит
Непонятная центровка400 euro

 

Источники: