Наконец-то 17 июня 2018 года произошел первый выход на воду надувной парусной лодки «Арагаст» (переделанной гребной лодки ПВХ Арго-А280).

Представляю Вашему вниманию короткий отчет по этому событию, выявленные достоинства и недостатки, некоторые планы на будущее.

Испытания проводились на Хаджибейском лимане возле села Латовка (Котовка). Среди одесских рыбаков это место известно как «Труба».

Прогноз обещал дождь, грозу и слабый (1-3 м/с) ветер. Но мы не испугались, и не стали менять планы.

В результате, дождь только слегка побрызгал. Грозы не было. Облачность только была нам на руку — отсутствовало палящее солнце. Но вот с ветром действительно была беда — он был, но очень слабый, только изредка на несколько секунду проходил порывчик в 6-7 м/с. И этот слабый ветер был строго отжимным — дул с берега на воду. Кто занимается парусами знает, что любое парусное судно очень плохо лавирует на слабом ветру. Кроме того, под берегом метров на 50 простиралась ветровая тень, практически полный штиль. Все это привело к тому, что отходы и подходы выполнялись на веслах.

Лодка готова к спуску

Ну и сразу первые нюансы, которые необходимо устранить.

  • Сейчас пользоваться веслами очень не удобно — кронштейны шверцев прикрывают штатные уключины. Так что нужно установить на раму другие.
  • Штатные банки (сидения) надувной гребной лодки для моего варианта парусного вооружения бесполезны и только загромождают внутреннее пространство кокпита, при этом совершенно не влияют на жесткость корпуса. В дальнейшем даже не буду их с собой таскать.
  • Румпель слишком длинный и часто мешал перемещаться внутри лодки. Будет укорочен.

Когда на некотором удалении от берега поймал ветер, пошел фордевиндом — это специально для тех, кто сомневался, что подобное парусное вооружение позволяет ходить полными курсами. 🙂

Начал приводиться, опустил подветренный шверц.

Ветер пойман

У лодки имеется небольшая тенденция к уваливанию. Тем не менее поворот «оверштаг» выполняется довольно легко. Несмотря на слабый ветер лавировать получалось, хотя, конечно, не очень круто. На слабом ветру угол лавировки составлял где-то 120-130°. Когда происходило кратковременное усиление ветра, угол лавировки уменьшался до примерно 90°.

Тенденция к уваливанию будет устранена — конструкция кронштейнов позволяет легко переместить шверцы в нос. Благодаря этому будет смещен в нос ЦБС (центр бокового сопротивления). И его положение относительно ЦП (центра парусности) будет более благоприятно.

Еще немного о шверцах. На ходу пробовал опускать наветренный, подветренный, оба… Никакой разницы в поведении лодки не почувствовал. Предполагаю, что два шверца — это роскошь.

В дальнейшем планирую сделать один шверц симметричного сечения, и навесить его на один из бортов. Единственный недостаток подобной схемы — если при сильном ветре шверц окажется на наветренном борту, из-за крена шверц может частично выйти из воды и потерять эффективность. Устраняется это удлинением шверца и активным открениванием.

Кстати об откренивании. Кронштейны шверцев оказались ну очень удобными откреночными лавками. Сидишь как-будто на большой яхте. Гораздо удобнее, чем на планшире небольшого швертбота с жестким корпусом. Когда пошел резкий порыв, и лодка приобрела заметный крен, я просто отклонился назад, компенсирую его. Чувствовал себя при этом очень комфортно.

Но нет предела совершенству — я уже придумал, как сделать эти лавки еще более удобными. 🙂

Управляется лодка очень легко — никакого усилия на руле просто не ощущается.

Лодка на ходу

Второй выход был сделан уже с пассажиром. При этом «полезный груз» лодки, то бишь наш суммарный вес, был не менее 200 кг.

Из-за наличия такого крупного пассажира на носу мы пошли «свиньей» — с большим дифферентом на нос. Тенденция к уваливанию еще более усилилась. Но все-таки это не помешало лавировать.

Возвращение

Уменьшение надводного борта в носу привело к тому, что на порывах ветра лодку чуть-чуть заливало. Думаю сделать такой козырек-брызговик из ПВХ-ткани в носу. И всю носовую часть выделить под объемную, но не очень тяжелую поклажу — палатка, спальник и пр.

Лодка снабжена тремя штатными сланями из бакфанеры в центральной части. Весьма желательно установить еще и слани в носовой и кормовой частях — это резко повысит ходовые качества и комфорт.

Несколько слов о парусе. После примерки «на берегу» задняя шкаторина была укорочена клиновидной закладкой. Форма паруса значительно улучшилась, и он неплохо работает. Но все же на острых курсах задняя шкаторина вибрирует. Нужно сделать еще одну закладочку. В дальнейшем хочу испытать — как парус будет работать со свободной нижней шкаториной, закрепленной только в углах.

Необходимо сделать более надежное крепление штагов и ахтерштагов к мачте, и штагов — к носовым оконечностям стрингеров.

Общее время катания — часа три. Время сборки — минут 40-45, разборка — чуть быстрее.

Лодкой очень доволен. Ее «детские» болезни естественны и легко устраняются.

Следите за нашими новостями в Facebook.

Удачи Вам!